3d графика (трехмерная графика)
3d графика (трехмерная графика) - вид компьютерной графики, которая основывается на создании и преобразовании объемных моделей и объектов. В отличие от двухмерной графики, где картинка рисуется на плоскости, получение трехмерного изображения выполняется путем проецирования трехмерной сцены с объектами на плоскость. 3d графика широко применяется в дизайне, кино, компьютерных играх, рекламе.
Создание 3d графики обычно выполняется в программных пакетах 3d моделирования (3d редакторах), в которых можно создавать как отдельные статичные изображения, так и выполнять 3d анимацию, на основе которой создаются видеоролики.
Создание 3d графики выполняется, обычно, в несколько этапов:
- 3d моделирование объектов сцены (3d моделей), присвоение моделям текстур и материалов.
- Анимация 3d объектов.
- Настройка параметров освещения и окружения, среды.
- Визуализация (рендеринг).
- Постобработка.
3d моделирование
На данном этапе создают виртуальные объекты трехмерной сцены, накладываются текстуры и свойства материалов на объекты.
3d анимация
Если создается видео ролик или секвенция кадров, то любые объекты сцены, при необходимости, могут быть анимированы, для создания динамики.
Настройка освещения и параметров среды
Один из важнейших этапов перед визуализацией. От качества освещения или параметров окружения (например, применения в качестве карты отражения - HDRI изображения) может зависеть реалистичность итоговой картинки.
Визуализация (рендеринг) и постобработка
В конечном результате после стадии рендеринга получается изображение, либо набор изображений (секвенции) - рендер. Рендеры могут быть выполнены в разных техниках - фотореалистично, мультипликационно, схематично и т.п., в зависимости от назначения рендера и возможностей программы - визуализатора. Обычно к полученным рендерам применяют постобработку - выполняют цветокоррекцию, добавляют спецэффекты, делают монтаж.
Кроме создания статических изображений и видеоряда, созданные элементы 3d-графики могут использоваться в системах виртуальной реальности (с использованием 3d шлемов, стереоочков) или дополненной реальности (например интерактивное наложение 3d объекта или сцены на видеопоток с web камеры). Также благодаря трехмерной графике в последнее время большую популярность набрали кинотеатры с объемным 3d изображением, а также стереоскопические дисплеи и телевизоры. Последние могут строить псевдо-3d изображения на основе двухмерной картинки.